Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Муниципальный район Илишевский район Республики Башкортостан

Доклад Главы Администрации муниципального района Илишевский район Мустафина И.И. на августовской конференции учителей 2015 года

25 Августа 2015
41
0

Ежегодно перед новым учебным годом мы собираемся в этом зале, подвести итоги прошедшего года и определить задачи на новый учебный год.

Разрешите мне приветствовать Вас, пожелать всем крепкого здоровья, дальнейшего творческого подъема и личного счастья.

В последние годы в рамках модернизации общего образования Администрация района большое внимание уделяет укреплению материально-технической базы образовательных учреждений, созданию условий доступности и получению качественного образования, о чем шла речь и на республиканском августовском совещании, прошедшем в г.Нефтекамске 20 августа этого года.  

Система образования района сегодня представлена 58 образовательными учреждениями, из них 25 школ, 30 детских садов, 3 учреждения дополнительного образования. В школах района на 1 сентября 2015 года насчитывается 3768 учащихся, в детских садах воспитываются 1578 детей. Отрадно, что по решению Правительства республики повышен статус профессионального лицея №86 и с этого года он стал «Башкирским аграрно-технологическим колледжем», который будет готовить специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих для сельского хозяйства и предприятий АПК.

Сегодня бюджет образования составляет более 396 млн. рублей, то есть 52 % от бюджета района. На капитальный ремонт образовательных учреждений и подготовку школ к новому учебному году  выделено и осваивается из республиканского и федерального бюджетов 15 млн. 625,5 тысяч рублей, из местного бюджета 2 млн. 723,5 тысяч рублей, то есть общий объем вложенных средств составляет 18 млн. 349 тысяч рублей, что на 5 млн. 950 тысяч рублей больше уровня 2014 года.

На эти средства произведен капитальный ремонт котельных средних школ с.Бишкураево, с.Аккузево, с.Карабашево, с.Старокуктово, с.Исаметово. В целях экономии средств в основных школах с.Исанбаево и д.Иштиряково отопление переведено с электрического на дровяное. Осуществлен капитальный ремонт детского сада с.Нижнеяркеево с открытием дополнительной группы на общую сумму почти 12 млн. рублей. А также на приобретение, монтаж, текущий ремонт электрокотлов, насосов, тенов, водонагревателей, лако-красочных изделий и других материалов израсходовано более 1 млн. рублей. В этом году из республиканского бюджета для приобретения недостающих комплектов учебников выделено 2 млн. 279 тысяч рублей, что несколько меньше чем в прошлом году.

Семнадцать средних и две основные школы района оснащены современными школьными автобусами, которые осуществляют подвоз детей из 38 населенных пунктов. В этом году ожидаем получить еще 2 автобуса.

В рамках модернизации системы общего образования ежегодно школы района пополняются новыми современными техническими средствами. В школах района насчитывается 675 компьютеров и ноутбуков, 501 из которых с лицензионным программным обеспечением. На один компьютер приходится 5,9 детей (по республике – 6,2). Начальные классы всех школ обеспечены интерактивным оборудованием. 29 школ подключены к сети Интернет и имеют электронную почту. Все школы и отдел образования имеют образовательные сайты, ведутся электронные журналы и дневники. Так, лицей с.Нижнеяркеево стал победителем республиканского форума «Электронная школа» и вошел в число двадцати школ республики успешно внедряющих электронное образование. А также на базе данного лицея создан ресурсный центр, где проводится углубленное изучение для всех желающих детей по шести предметам (математика, русский язык, физика, химия, биология, история). Все это способствует улучшению содержания образования и совершенствованию форм и методов учебно-воспитательного процесса. Но с другой стороны, мы не сможем одновременно во всех образовательных учреждениях, особенно в малокомплектных школах, где количество детей идет на убыль создать такие же условия. В этом отношении мы стараемся придерживаться той концепции,  по которой Министерство образования проводит совершенствование системы образования путем реализации гибких и рациональных оптимизационных процессов.

При этом мы должны учитывать демографическую ситуацию, которая складывается в наших селах. Она сегодня такова, что в ближайшие годы количество рождаемых детей идет к уменьшению, то есть если в 2015 году в первый класс пошли 425 детей, то в 2021 году ожидаем 416 детей. И картина на территориях сельских поселений разная. Поэтому в дальнейшем детские сады и школы должны будем ремонтировать, реконструировать и строить новые там, где в ближайшей и среднесрочной перспективе количество детей позволит вести полнокровную и эффективную образовательную деятельность.

Такой же подход будет осуществлен в отношении дошкольных учреждений, то есть мы должны резко сократить, а точнее минимизировать неэффективные расходы. К сожалению, они продолжают оставаться значительными. Так, в прошлом году сумма неэффективных расходов составила почти 85,6 млн. рублей, то есть в школах района работали более 500 работников образования, вместо нормативной – 253 человека. Таким образом количество обучающихся в школах района, приходящихся на одного учителя составляет 7,32 (по республике – 11,88) и мы занимаем 50 место по республике. А в дошкольных образовательных учреждениях данный показатель составляет – 13,3 и мы занимаем 27 место по республике.  Средняя наполняемость классов-комплектов общеобразовательных школ района составляет 11,85 единиц (44 место по республике), когда в Кушнаренковском районе – 15,06 единиц, в Чекмагушевском – 14,40 единиц. А в среднем по республике этот показатель достигает 17,95 единиц. Отсюда средняя заработная плата педагогических работников района  составляет лишь 20 тысяч 502 рубля, то есть мы занимаем 50 место в республике при среднереспубликанском показателе 24 тысячи 736 рублей. А средняя заработная плата работников дошкольного образования составляет 18 тысяч 721 рубль. По данному показателю мы находимся на 46 месте при среднереспубликанском показателе 21 тысяча 488 рублей. Еще более низкие показатели по заработной плате мы имеем среди педагогических работников учреждений дополнительного образования, то есть она составляет лишь 16 тысяч 554 рубля или мы занимаем 49 место в республике. Среднереспубликанский показатель составляет 21 тысячу 491 рубль. Это означает, что наши учреждения малопривлекательны, недостаточны объемы и качество оказываемых услуг, что также влияет на собираемость внебюджетных средств.

Как известно, часть населения района, особенно молодежь, тянется в мегаполисы, то есть в нашем случае к районному центру или в близлежащие города.

В последние годы нам удалось подключиться к федеральной целевой программе «Социальное развитие села» и в с.Нижнеяркеево реализован крупнейший проект общей сметной стоимостью 273 млн. рублей, в рамках которой нам удалось построить современную школу на 198 ученических мест и детский сад «Центр развития ребенка» на 110 детей.

В этом году в Министерстве сельского хозяйства мы защитились и на днях едем на согласование в Москву по строительству еще одного подобного микрорайона недалеко от райцентра в селе Нижнечерекулево, где также предусмотрено строительство детского сада на 50 мест.

А в настоящее время в районном центре мы завершаем строительство нового детского сада на 120 детей, при освоении которого почти полностью снимется проблема нехватки мест в детских садах.

Реформирование современного образования, особенно в части обеспечения его доступности и повышения качества, предъявляет новые и очень высокие требования к педагогическим кадрам. Каждый педагог должен быть гарантом решения поставленных задач, свободно и активно мыслить, уметь прогнозировать результаты своей деятельности и моделировать учебно-воспитательный процесс.

К вашему сведению, в настоящее время из 591 педагога района количество молодых учителей в возрасте до 25 лет составляет 21 человека или 3,5 %. Из года в год высокой остается число педагогических работников предпенсионного и пенсионного возраста. Средний возраст специалистов составляет 44 года. Около 21 % педагогических работников не имеют квалификационной категории, а по республике этот показатель составляет 18 %. Курсы повышения квалификации в Институте развития образования прошли лишь 41 % педагогических работников, когда этот показатель в соседнем Бакалинском районе составляет 131 %.  Считаю, что нам предстоит много заниматься по повышению и совершенствованию профессионального уровня учительского корпуса. Об этом свидетельствует также недостаточный уровень знаний школьников. Так, по результатам единого государственного экзамена в этом году 9 школьников не получили аттестат. Это означает, что удельный вес школьников, сдавших ЕГЭ составляет лишь 96,2 %, то есть мы занимаем 43 место по республике. Данный показатель в Кушнаренковском районе 100 %, Чекмагушевском – 99,5 %, Дюртюлинском - 99%. И это тогда, когда по сумме средних баллов по двум обязательным (русскому языку и математике) и пяти наиболее выбираемым предметам (обществознанию, физике, биологии, химии, истории) наш район занимает 3 место среди сельских районов республики. Это парадокс. Это явное противоречие уровня знаний и реальной действительности по итогам аттестации школьников. 

Да, каждый выпускник должен стремиться получить высокие баллы на итоговой аттестации. Но этому должны предшествовать каждодневный титанический труд, занятия в различных  предметных кружках, исследовательская деятельность, участие и победа на олимпиадах. А не рассчитывать лишь на какое-то чудо в день сдачи ЕГЭ.

К сожалению, вот уже много лет подряд учащиеся наших школ показывают низкие знания на районных и региональных олимпиадах. Так, в прошлом учебном году лишь 1 ученик стал победителем регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, который на заключительном этапе не попал в призеры. А по предметам естественно-математического цикла наши показатели остаются одними из худших. Здесь будет весьма уместным напомнить отделу образования и педагогическим коллективам о низком уровне профильного образования в наших школах. У нас охват составляет лишь 26,6 % и мы занимаем 52 место по республике.

Сложившаяся ситуация заставляет нас глубоко задуматься о пересмотре форм и методов, системы работы по подготовке к единому государственному экзамену и государственной итоговой аттестации. Прежде всего, необходимо активизировать индивидуальную и дифференцированную работу с учениками, по повышению у них мотиваций к получению знаний. Родителям следует в этом принимать самое деятельное участие, а не заниматься поиском разных лазеек.

Хочу предупредить и самих предметников, что уже в  начале этого учебного года мы намерены провести с Вами сдачу ЕГЭ по всем предметам в рамках планируемых семинаров и учебы педагогических кадров. Тем самым определим уровень ваших знаний, по результатам которого нам придется пересмотреть кадровый состав педагогических коллективов. А бояться нам нечего, так как в ожидании трудоустройства находятся около 200 молодых специалистов.

На данной конференции хотелось бы затронуть еще один аспект образовательной сферы. Это воспитательная работа со школьниками.

Педагогическими коллективами района проводится огромная работа по формированию у детей гражданско-патриотических, духовно-нравственных качеств и ведению здорового образа жизни. Наши школьники принимают активное участие на проводимых в районе, в республике и по всей стране соревнованиях, конкурсах, фестивалях, праздниках и т.д., занимают призовые места, добиваются высоких титулов и званий, получают ценные призы и подарки. Однако, еще далеко не все делается коллективами учреждений дополнительного образования, чтобы у школьников формировались устойчивая гражданская позиция и твердые жизненные ориентиры.

Отделу образования следует усилить контроль за деятельностью учреждений дополнительного образования, чтобы посещая их, дети получали максимальную пользу, как по физическому,  так и по духовному развитию. Особо хочу подчеркнуть, о важности и значимости сохранения и укрепления здоровья школьников. Каждый педагог должен твердо знать, что здоровье ребенка зависит от хорошего питания, сбалансированного режима физической и интеллектуальной нагрузки, организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время.    

Несколько подробно хочу остановиться о питании школьников. В рамках реализации районной программы «Развитие образования в Илишевском районе» в 2014-2015 учебном году нами израсходовано на питание учащихся 21 млн. 719 тыс. рублей. Из них за счет средств республиканского бюджета - 10 млн. 297 тысяч рублей, местного бюджета – 3 млн. 926 тысяч рублей и родительский взнос составляет 7 млн. 495 тысяч рублей. А также мы должны учесть продукцию, выращенную в школьных учебно-опытных участках.

Сегодня недостатком в организации питания школьников является составление меню с учетом не столько физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, сколько с учетом стоимости продуктов. Рост цен на продовольственные товары существенно влияет на качество и стоимость школьного питания. Исходя из норм рекомендуемых среднесуточным набором пищевых продуктов, цена полноценного школьного завтрака составляет 28 рублей 18 копеек, цена школьных обедов - 45 рублей 08 копеек. Несмотря на то, что школы района используя различные варианты организации горячего питания, стараются обеспечивать учащихся полноценным завтраком, средний размер школьного завтрака по району для детей, не относящихся к категории многодетных, малообеспеченных семей составляет всего 12 рублей 05 копеек (это говорит о том, что дети получают всего 43 % основных пищевых веществ от нормы горячего завтрака). Для обеспечения учащихся полноценным, сбалансированным школьным питанием, отвечающим физиологическим потребностям, возрастным особенностям и современным требованиям качества требуются дополнительные финансовые ресурсы. Из-за низкого уровня доходов населения в сельской местности оплата родительских взносов является серьезной проблемой для многих семей. Поэтому эту проблему мы остро ставили и на республиканской конференции в г.Нефтекамске. Надеемся, что руководство республики не оставит без внимания этот важный вопрос.

Важным направлением в нашей работе также является защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нашими специалистами ведется работа по своевременному выявлению, их определению в семьи или в детские государственные учреждения, защите личных, имущественных, жилищных и иных прав.

Несмотря на системно организованную работу с неблагополучными семьями, уже в текущем году 6 граждан лишены родительских прав, в результате 9 несовершеннолетних детей остались без попечения родителей. Для решения данной проблемы в новом учебном году нам необходимо решить ряд задач. Прежде всего, мы своевременно должны выявлять детей, находящихся в ситуации, угрожающей их жизни и здоровью. Следует проводить профилактическую работу с семьями и детьми на начальной стадии возникновения проблем. А в образовательных учреждениях необходимо наладить информационно-просветительскую работу с родителями.

Особо хочу подчеркнуть, что возглавить решение данных задач должны органы местного самоуправления совместно с образовательными учреждениями. В последние годы это хорошо получается через организацию и проведение мероприятий в рамках конкурса «Трезвое село». Но и здесь много недоработок. Слабо отработаны критерии оценки результатов конкурса. Мало и слабо проводится работа с неблагополучными семьями, где родители систематически занимаются пьянством, не надлежащим образом исполняют родительские обязанности по содержанию, обучению и воспитанию несовершеннолетних детей. По результатам конкурса неизвестно, сколько человек из числа систематически употребляющих спиртные напитки встали на путь исправления, устроились на работу, стали заботливыми семьянинами.

Хочу затронуть еще один злободневный вопрос – это подготовка образовательных учреждений к новому учебному году. Осталось совсем немного до 1 сентября. Это означает, что на сегодняшний день все ремонтные работы в образовательных учреждениях должны быть завершены и школы готовы предоставлять образовательные услуги детям. Здесь мы должны учесть все факторы, влияющие на обеспечение безопасности жизни школьников, исключить все моменты, связанные с риском для здоровья детей.  В своем интервью  «Учительской газете» министр образования Гаязов Альфис Суфиянович говоря об успехах отметил, что в рейтинге передовых сельских школ страны значатся 7 школ Республики Башкортостан. Однако, мы с сожалением отмечаем, что среди них нет ни одной школы из нашего района.

Уважаемые работники образования!

Один философ сказал: «Истинные учителя – это те, которые живут, работают, борются и успевают, веря в идеальные ценности своей работы». Хотелось бы, чтобы в системе образования района трудились именно такие педагоги – талантливые, самостоятельные, умеющие нестандартно мыслить и самоотверженно работать.

Через несколько дней наступит 1 сентября, оживут наши школы и детские сады. Общие целевые установки развития образовательных учреждений района должны сохраниться и в новом учебном году. Это повышение качества образования, обеспечение приемлемого уровня безопасности и комфорта, соответствие требованиям надзорных органов.

Завершая свое выступление, хочу напомнить, что 2015 год Указами Президента Российской Федерации и Главы Республики Башкортостан объявлен Годом литературы. Надеюсь, что с самого начала нового учебного года каждый педагог и каждый ученик, зададут себе вопрос, сколько книг прочитано ими в этом году, на сколько этот источник знаний помогает им на жизненном пути.

Желаю Вам успехов во всех начинаниях, радости труда, счастья и здоровья! Пусть Ваш новый этап трудовой деятельности будет плодотворным и благополучным!

Спасибо за внимание!